
Монополия – знакомство с эмитентом
Эмитент выводит на рынок уже третий выпуск, который ранее не анализировался. Необходимо оперативно устранить последствия осенней апатии и снижения активности. «Монополия» — транспортно-логистическая группа компаний, предлагающая бизнес-решения в цифровой логистике. Основной продукт — собственная цифровая платформа, но одна из компаний группы владеет и управляет собственным парком транспортных средств и водительским составом.
Компания ведет деятельность с 2013 года. Консолидированная финансовая отчетность раскрывается по популярной схеме 6-12. В контур консолидации входит около 15 юр.лиц. Аудитор – Технологии доверия (наследник PwC Rus). Соответственно, последний отчет – 6 месяцев 2024 г.
Что видно в последнем отчете: 🟢 Выручка: 29 599 млн. (🔼 +42% к АППГ) 🟡 EBITDA: 675* млн. (🔻 -25%) 🔴 Рентабельность по EBITDA: 2,2% 🟡 ROIC по EBITDA: 13,0% 🔴 Чистая прибыль (убыток): -1 311 млн. (против прибыли в +3 587 млн.** годом ранее) 🟡 Денежный поток от операций до изменения оборотных активов: +273 млн. Чистый денежный поток от операций: -1 884 млн. Остаток кэша на конец периода – 240 млн. 🔴 Финансовый долг: 15 281 млн. (🔺 +13% к 2023 г.), краткосрочный долг – 68%
* - эмитент сам себе насчитывает 1 250 млн. за счет корректировки на списание переоценки стоимости основных средств. Вроде бы правильно, но есть предположение, что это может быть чисто бухгалтерский трюк для увеличения прибыли. И денежный поток от операций однозначно подтверждает мой расчет. ** - на самом деле годом ранее тоже был убыток, если вычесть из прибыли очередные начисления в размере 3 958 млн. за переоценку активов.
Из плюсов можно отметить, что компания крупная, существует давно и имеет диверсифицированный бизнес. На этом плюсы заканчиваются. Компания несет убытки от операций не первый год, если исключить очень абстрактные начисления за переоценку стоимости сделок слияния и поглощения.
При околонулевой рентабельности операций в 2024 году резко выросли операционные издержки и проценты по займам. В такой ситуации надо сокращать убыточные направления бизнеса и резать административные издержки, а не набирать новые займы под 28%, чтобы в очередной раз увеличить дебиторку и запасы.
Основные коэффициенты финансовой устойчивости: Долг к капиталу (🔴>2): 3,22 Чистый долг / EBITDA LTM (🔴>4): 5,8 ICR – покрытие процентов (🔴<1,5): 0,46 Коэффициент текущей ликвидности (🔴<2): 0,5
Это занавес. Проценты по имеющимся долгам платить нечем, гасить долги нечем, капитала в бизнесе для покрытия долгов при банкротстве есть на 30% набранных долгов. Оборотных активов не хватит и на 50% краткосрочных обязательств.
Кредитный рейтинг: ✅ BBB+ АКРА 11.09.24 стабильный
Оценка, представленная АКРА, вызывает вопросы и требует дополнительного анализа. Да, крупный и бурно растущий бизнес. Агентство много пишет о профиле отрасли, лидирующих позициях компании в качестве платформы и даже относит Монополию к сегменту IT, а не транспорта и логистики. Но долговая нагрузка, ликвидность?
Единственным оправданием такой оценки, может служить то, что АКРА выпустило свое заключение за 10 дней до выхода аудированного отчета за полугодие с падением показателей и долговыми обязательствами.