
Балтийский лизинг – разбор отчета за I кв 2025
Переходим к разбору отчетов за 2025 потихоньку. Сейчас смотреть консолидацию за 2024 год уже поздновато, т.к. ситуация в текущем году успела сильно поменяться. Напомню, что Балтийский лизинг является одной из крупнейших лизинговых компаний в стране и занимает 8ю строчку в отраслевом рейтинге. По юридическим связям прослеживаются такие компании, как Смартфакт, связанный с ней ББР банк, Контрол-Лизинг и его управляющая компания ГИЛК. Тем не менее в отчете МСФО расчетов со связанными сторонами «кот наплакал». Разве что субординированный займ материнской компании на 5 млрд. В остальном Балтийский лизинг по мнению аудитора (Технологии доверия) работает сравнительно самостоятельно. Основные финансовые результаты I кв 2025: 🟡 Чистые инвестиции в лизинг: 158 509 млн. (🔻 -3,6% к 2023 г.) 🟢 Выручка: 11 652 млн. (🔼 53%) 🟢 EBITDA: 8 624 млн. (🔼 46,4%) 🟡 ROIC по EBITDA: 🔼 16,5% 🟢 Чистая прибыль: 1 344 млн. (🔼 15%) 🟢 Чистый денежный поток от операций: +2 053 млн. (против -10 761 млн. годом ранее), денежный поток от операций до изменения ЧИЛ составляет -3 949 млн. Остаток кэша на балансе – 12 832 млн. 🟡 Финансовый долг: 163 230 млн. (🔽 -0,03%), краткосрочный долг – 47%
Все предыдущие годы Балтийский лизинг бурно рос, но в 2025 году увеличение портфеля остановилось. Я думал, только Контрол-Лизинг «канибалит» свой портфель, но ради спасения денежного потока и обслуживания долга тем же занялся и Балтийский лизинг, хоть и в меньших масштабах. Тем не менее рост выручки и прибыли еще догоняют рост портфеля за прошлый год.
В результате чистый денежный поток от операций формально положителен. Однако, если сделать корректировку на сокращение ЧИЛ, то мы увидим, что при сохранении размера портфеля деньги из компании утекали бы. Почему так происходит? Причин видно две: ⚠️ Не смотря на сохранение неизменной долговой нагрузки (при падающем ЧИЛ), процентные расходы к Iкв2024 выросли на 53% ⚠️ Непрерывно растут изъятия и их результат – нераспроданные запасы на балансе: на конец 2023 г. было всего 155 млн., на конец 2024 г. – уже 1 829 млн., Iкв2025 – 2 621 млн.
Напомню, что в портфеле компании преобладает автотранспорт, а также строительная техника и промышленное оборудование. Первыми двумя категориями стоки лизинговых компаний сейчас забиты повсеместно.
Основные коэффициенты финансовой устойчивости: Долг к капиталу (🟡 от 4 до 9 в лизинге): х7,4 Чистый долг / EBITDA (🟡 от 4 до 8 в лизинге): х4,9 ЧИЛ / чистый долг: 🟢 х1,05 ICR (🔴<1,4 в лизинге): x1,28 Коэффициент текущей ликвидности (🔴<1,4): 1,25 Z-счет Альтмана 2024 (🟡 от 1,1 до 2,6): 1,15
Долговая нагрузка, вроде, допустимая для лизинга, хотя собственного капитала для структур Жарницкого традиционно мало (в ГИЛК и Контроле еще сильно хуже). Успокаивает, что ЧИЛ больше долга, т.е. привлеченные деньги работают в бизнесе. А вот показатели краткосрочных рисков все сигналят о потенциальных проблемах.
Тут надежда может быть только на масштаб и специфику финансовой компании. Такими темпами, как сейчас, эмитент может «канибалить» лизинговый портфель довольно долго, обслуживая долг. А ЦБ уже начал снижать ставку и вынужден будет продолжить этот процесс пока. Кредитный рейтинг: ✅ AA- от Эксперт РА, 31.01.2025, стабильный ✅ AA- от АКРА, 23.12.2024, стабильный
В целом обычное АА- ВДО, кряхтя справляющееся с повышенной долговой нагрузкой. Ничем не хуже Системы или ГТЛК. А, может, даже чем-то и получше.