
Альфа Дон Транс – разбор дебютанта
Эмитент поначалу кажется простым для понимания. Заявляется, что компания работает «в белую» чуть ли не в рамках одного юрлица, но по факту так и не удалось адекватно оценить его долговую нагрузку. Проблема в том, что его РСБУ-отчетность имеет те же изъяны, что и у Делимобиля – в ней внятно не выделен лизинг, который составляет основной объем долга.
Основной бизнес эмитента состоит в грузоперевозках сыпучих материалов. Есть несколько интересных особенностей: 1️⃣ Компания значительно минимизировала порожнее перемещение парка за счет того, что начала торговать «материалами для дорожного строительства». Торговля ведется в ноль, но позволяет обеспечить коммерческую нагрузку на возвратные рейсы. 2️⃣ Существенно сокращены издержки на ГСМ. Значительная часть парка работает на газу, плюс эмитент развивает собственную заправочную инфраструктуру для дополнительного снижения стоимости топлива. 3️⃣ Наличие собственного СТО в современных условиях явно является преимуществом для оптимизации издержек. ⚠️ Также компания покупает карьер (цель нового займа), чтобы торговать собственными материалами, а не покупными.
Что можно понять по отчетности: 🟢 Выручка: 2022 – 2 569 млн. (🔼 +61%) ➡️ 1п2023 – 1 700 млн. (🔼 54%) 🟢 EBITDA: 2022 – 804 млн. (🔼 +124%) ➡️ EBIT 1п2023 – 392 млн. (🚀 х2) 🟢 Рентабельность по EBITDA: 2022 – 31,3% 🟢 Чистая прибыль: 2022 – 402,5 млн. (🔼 +190%) ➡️ 1п2023 – 225 млн. (🔼 27%) 🟢 Денежный поток от операций (OCF): 2022 +475,5 млн. (🚀 х2 г/г) ➡️ 1п2023 (оценка): +300 млн. Остаток кэша на балансе на 30.06.23 – 86,5 млн. 🤔 Финансовый долг: Ситуация неясная. Финансовый долг минимален – 122 млн. Размер долга по лизингу до конца не ясен. В балансе есть прочие обязательства на 1,65 млрд. – возможно, это они. По некоторым данным, сумма может достигать 2,27 млрд. В отчете о движении денежных средств указано 402 млн. прочих платежей в инвестиционном блоке. Скорее всего, это платежи за лизинг, которые съедают 85% денежного потока от операций.
Операционные показатели выглядят отлично 💣 Денежный поток от операций положительный и высокий, что подтверждает реальность прибыли. Такие темпы роста объясняются агрессивным наращиванием автопарка. К октябрю ожидается поставка еще 50 новых автомобилей. По заявлениям руководства, спрос значительно превышает производственные возможности компании, поэтому расширение парка должно механически увеличивать выручку и прибыль.
Однако есть нюансы. Основная часть издержек – платежи за лизинг автомобилей, которые традиционно не отражаются в основных операциях. Эти платежи съедают 85% операционного денежного потока, поэтому компания не является таким денежным генератором, как может показаться. Тем не менее, результаты заметно лучше, чем у того же Делика с рейтингом А и частично схожей бизнес-моделью.
Основные коэффициенты финансовой устойчивости: Коэффициент текущей ликвидности (допустимо от 1,5 до 2): 2022 – 🔴 1,43 ➡️ 1п2023 - 🟡1,53 Z-счет Альтмана 2022 (🟢 > 2,6): 3,15
Уровень долговой нагрузки сложно оценить из-за указанных выше причин. Эксперты оценивают соотношение долг/EBITDA на уровне 🟢х1,6, но по отчету годовой давности. Более актуальных данных найти не удалось.
Кредитный рейтинг и скоринг: 🆙 B+ от Эксперт РА, повышен 22.12.22 г., стабильный ✅ Скоринг Интерфакса BB+ по отчету за 31.03.23 г. ✅ NoName скоринг показывает BB по отчету за 2022 г.
Вывод: динамика отличная, но высокая лизинговая нагрузка съедает большую часть операционных результатов. Несмотря на хорошую прибыль и рентабельность, есть проблемы с ликвидностью. Учитывая темпы роста, можно ожидать повышения рейтинга или позитивного прогноза. В целом для 18% купона условия выглядят приемлемыми.