Разбор дебютанта – ЛК АдвансТрак
Очень сложный для анализа и понимания эмитент. Начать следует с того, что компания начала функционировать только в 2024 году, а заметные выручка и прибыль появились только в 2025. При этом за полугодие текущего года компания сразу вошла в отраслевой рэнкинг лизинговых компаний на 48ю строчку, обогнав по размеру нового бизнеса «Эконом», «Арензу», «Альянс», «Дирек»т и «МСБ». У эмитента на балансе уже основных средств на 7 млрд. при долговой нагрузке менее 800 млн.
Тут вынужденно приходится разбираться в сути бизнеса, чтобы понять, что это за «сверхновая» такая. «ЛК АдвансТрак» не является отдельно стоящей лизинговой компанией. Она входит в неформализованную пока группу «Трак Радар», которая и генерирует основной бизнес с теми темпами, которые мы видим.
Группа включает в контур (пока не консолидации) следующие компании: ✔️ Система «ГрузоВИГ». Самая старая компания – работает с 2015 года. Занимается грузоперевозками, как мы поняли. Имеет колл-опцион на 100% доли в «АдвансТрак». Выпустила и погасила 4 выпуска коммерческих облигаций на 480 млн. ✔️ Собственно, «Трак-Радар». Онлайн-платформа для частных перевозчиков, которая работает с водителями и экспедиторами. Эксклюзивный партнер логистической биржи ATI.SU. Работает с 2021 года. ✔️ «МКК Бридж Капитал». По отраслевому обзору «Иволги» - второе МФО для юрлиц по объему выдач после «Фордевинда». Занимается, как мы поняли, микрофинансированием (типа факторинга) клиентов «Трак-Радара».
Первые 2 компании на 9,5% принадлежат владельцу биржи ATI.SU и на 7,5% «Транскапиталбанку» (27-е место по размеру активов). И эти же компании выступают поручителями по новому облигационному выпуску «АдвансТрака». «Бридж Капитал» формально принадлежит Системе «ГрузоВИГ», но доля находится в залоге у ТКБ. Вот такая непростая система!
Суть бизнеса, как мы поняли, в комплексном обслуживании индивидуальных перевозчиков, которое держится на авансовом финансировании (факторинге) выполняемых заказов. К этой золотой жиле примыкают диспетчерские услуги, эксклюзивный статус на крупной логистической бирже (выделенная кнопка в каждом заказе) и прочие дополнительные сервисы. А теперь к этому комплексу добавился и собственный лизинг. Самое интересное, что связанные компании группы контролируют финансовые потоки лизингополучателей через факторинг (авансирование) и имеют возможность безакцептно вычитать просроченные платежи из денежных потоков по контрактам.
Глубоко анализировать финансовые показатели эмитента, начавшего работу по сути в текущем году не имеет смысла. А поверхностное изучение надо делать вместе как минимум с 2 поручителями из группы. Смотрим за 9 месяцев 2025 года.
Выручка: АдвансТрак: 543 млн. (рост почти с 0) ГрузоВИГ: 929 млн. (🔻 -27%) Трак-Радар: 505 млн. (🔼 +85%)
Чистая прибыль: АдвансТрак: +169 млн. (рост почти с 0) ГрузоВИГ: +1 млн. (🔻 -99%) Трак-Радар: +366 млн. (из отрицательного значения в 2024)
Денежный поток от операций: АдвансТрак: -471 млн., с корректировкой на вложения в ЧИЛ +416 млн. ГрузоВИГ: +613 млн. Трак-Радар: +12 млн.
Деньги группа зарабатывать умеет. Исторический флагман, «ГрузоВИГ», - компания большая, но стагнирует. «Трак-Радар» - меньше, но растет. «АдвансТрак» неплохо прибавил к финансовым показателям бизнеса, если предположить, что расчеты по основной деятельности между компаниями минимальны.
Собственная финансовая устойчивость эмитента: Долг к капиталу (🟢<4 в лизинге): х1,6 Чистый долг / EBITDA (🟢<4 в лизинге): х2,2 ЧИЛ / чистый долг: 🟢 х1,93 ICR (🟢>1,8 в лизинге): x2,2 Коэффициент текущей ликвидности (🔴<1,5): 0,21
Основные коэффициенты долговой нагрузки в небывалой для лизинга 2025 года «зеленой зоне»! Т.е. компании удалось войти в топ-50 отрасли по объему выдач, фактически, без долгового финансирования. Поражает тот факт, что объем ЧИЛ почти в 2 раза превышает долговую нагрузку. Эмитент поясняет, что это результат стартовых инвестиций в бизнес и изначально прибыльной бизнес-модели, т.к. «Трак-Радар» – это не отдельно стоящая ЛК на текущем рынке, а элемент в общей инфраструктуре Группы «Трак-Радар». Денежный поток от операций до изменения ЧИЛ подтверждает гипотезу о том, что у компании уже есть реальные собственные деньги для инвестиций в бизнес.
Тревожность вызывает только коэффициент текущей ликвидности, который находится в зоне «кассовый разрыв уже вчера». Тут приходится разбираться в деталях. На балансе у эмитента при долге в 780 млн. стоит 9 млрд. (краткосрочной) кредиторской задолженности, которой противопоставлено 7 млрд. основных средств в активах + ЧИЛ + дебиторка на сопоставимую сумму.
Это очень нетипичная для лизинга ситуация. Эмитент предоставил разъяснения, проверить которые нет возможности, поэтому приводим со слов эмитента, как получил. 9 млрд. кредиторки – это торговая задолженность перед китайским поставщиком новых фур. Это последствия истории, произошедшей в июле этого года, когда «Росстандарт» ограничил регистрацию и продажи ряда китайских грузовиков.
Автомобили поставлены на склад российского контрагента и там «заморожены» до решения регуляторных проблем, чем сейчас занимаются все поставщики аналогичной техники. По словам эмитента, у него с поставщиком есть контракт о торговой рассрочке на это оборудование почти на 2 года, которая начинается с момента его отгрузки конечным пользователям. Это еще одно отличие бизнес-модели «АдвансТрака» от стандартного лизинга: техника покупается не на дорогие банковские кредиты, а на беспроцентные торговые кредиты напрямую у поставщиков.
Единственное, что не поддает пониманию в этой ситуации, почему тогда эта кредиторка оказалась в разделе краткосрочных обязательств. Но в целом если реальность соответствует разъяснениям эмитента, то рисков кассовых разрывов эта ситуация нести в себе не должна.
Кредитный рейтинг: ✅ BB- от Эксперт РА, 04.09.2025, стабильный
«Эксперт РА» подтверждает эффективность нестандартных для лизинговой отрасли методов работы с просрочкой. Эмитент изымает просроченную технику уже через 30 дней, а «экспозиция» до передачи новому владельцу составляет не более 10 дней. В результате NPL90+ в принципе отсутствует, а запасы изъятой техники не растут. Весь ЧИЛ непрерывно находится в работе. Это еще одно важное следствие интеграции с экосистемой «Трак-Радара».
Что мы можем отнести к основным рискам: ⚠️ Юный возраст компании и бизнес-модели, при котором пойти не так может практически что угодно. На этот случай предусмотрены гарантии от 2 более зрелых компаний, 1 из которых имеет опыт выпуска и погашения коммерческих облигаций. Но скептики рынка ВДО помнят, чего стоят такие гарантии на нашем рынке… ⚠️ Малый размер как самого эмитента, так и всей группы. ⚠️ Наличие пока не формализованной группы. Эмитент обещает консолидированную отчетность в перспективе. А «Эксперт РА» даже пишет о наличии МСФО. Только нам ее никто пока не предъявил, почему-то.
Что нас успокаивает и скорее вселяет уверенность: ✅ Участие в капитале «основных» компаний группы банка из топ-30. ✅ Отсутствие безумных претензий на то, чтобы стать новым логистическим Амазоном на отечественном рынке. Вместо этого «Трак-Радар» запартнерился с действующим лидером этого рынка (ATI.SU) и продал ему долю в своем бизнесе, чтобы закрепить отношения. ✅ Наличие в группе собственного МФО для малого бизнеса, сопоставимого с «Фордевиндом» по размеру. ✅ Очень интересная бизнес-модель, когда действия лизингополучателя контролируются через диспетчера, подбирающего заказы, и через собственное микрокредитование, которое факторит денежный поток клиента.
Финансовая модель пока тоже выглядит красиво. Но посмотрим, что будет после привлечения займа на 500 млн. на рыночных условиях. Это разом увеличит ничтожный сейчас финансовый долг на 64%.
