
Аэрофьюэлз – обзор консолидации МСФО
Благодаря обсуждению в чате стало известно, что у Аэрофьюэлз все-таки есть консолидированная отчетность по МСФО. Однако она вызывает некоторые вопросы: 1️⃣ По непонятным причинам эта консолидация отсутствует на сервере раскрытия, хотя логично было бы разместить ее именно там. Файл удалось найти только на сайте эмитента в разделе для инвесторов. Складывается впечатление, что эмитент стесняется этой отчетности и не стремится ее активно демонстрировать. 2️⃣ Аудитором выступает небольшая компания «1А Консалтинговая группа», занимающая 65-е место в последнем рейтинге Эксперта. Примечательно, что в реестре аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям, эта компания не значится 🤷🏻♂️
Таким образом, вопросы к этой консолидации возникают еще до ее детального изучения.
Основные финансовые результаты за 2023 год: 🟢 Выручка: 48 754 млн. (🔼 +42%) 🟢 EBITDA: 5 320 млн. (🔼 +155%) 🟡 Рентабельность по EBITDA: 10,9% 🟢 Чистая прибыль: 3 605 млн. (🚀 х4,2) 🟢 Денежный поток от операций: +3 912 млн. (🔼 +54%) Остаток денежных средств на конец 2023 года – 2 316 млн. 🟡 Финансовый долг: 6 700 млн. (🔺 84%), краткосрочный долг – 34%
На первый взгляд, все выглядит очень привлекательно: выручка, прибыль и денежный поток от операций демонстрируют рост. Однако возникает вопрос: зачем наращивать долг при таком сильном денежном потоке? За год почти 4 млрд. было направлено на приобретение основных средств, а еще 567 млн. выплачено в качестве дивидендов. Картина выглядит образцово-показательной!
Основные коэффициенты финансовой устойчивости: Долг к капиталу (🟡 от 0,67 до 2): х0,74 Чистый долг/EBITDA 1кв2024 (🟢<2,5): х0,8 ICR 2023 (🟢>3): х7 Коэффициент текущей ликвидности (🔴<1,5): 1,43
Формально долговая нагрузка выглядит умеренной, краткосрочный долг невелик, однако текущая ликвидность находится в зоне риска. Почему так? Основная проблема заключается в огромной кредиторской задолженности – 4,6 млрд. Компания финансирует свою деятельность за счет долгов перед поставщиками (3,4 млрд.), а также, что особенно примечательно, за счет задолженности по налогам – 1 137 млн. Кроме того, были привлечены авансы от покупателей на сумму 1,5 млрд.
Такой финансовый менеджмент вызывает серьезные опасения! Фактически, компания использует значительное кредитное плечо, но не через традиционные займы, а за счет коммерческих и налоговых задолженностей перед поставщиками, покупателями и государством. Очевидно, что такая схема не может работать бесконечно. Именно поэтому АО Аэрофьюэлз привлекает платный облигационный заем…
Вывод: на первый взгляд, в группе все выглядит благополучно – бизнес растет, денежный поток положительный, заработанные средства вкладываются в расширение основных средств, а долг формально невелик. Однако два момента омрачают общую картину. Во-первых, очевидно, что эмитент финансирует свою деятельность за счет непропорционально высоких долгов перед поставщиками, покупателями и налоговой. Во-вторых, сомнительное качество аудита консолидированной отчетности МСФО группы с оборотом почти 50 млрд. в год вызывает вопросы к достоверности представленных данных. Не исключено, что реальная ситуация может отличаться в деталях и оттенках.
В целом, несмотря на высокие обороты и наличие отчетности по МСФО, это все еще ВДО. Не удивлюсь, если новый выпуск эмитента повторит судьбу, например, ПКБ 1Р5.