
ГК Самолет – обзор отчета 2024
Компания «Самолет» привлекла значительное внимание рынка за последние месяцы. Теперь, с публикацией консолидированной отчётности за год, появилась возможность объективно оценить итоги 2024 года и текущее положение дел на начало 2025-го.
Финансовые итоги: 🟢 Выручка: 339 056 млн рублей (🔼 +32% к 2023 году) 🟢 EBITDA: 83 604 млн рублей (🔼 +16%) 🟡 ROIC по EBITDA: 12,1% 🔴 Чистая прибыль: 8 158 млн рублей (🔻 -69%) 🔴 Чистый денежный поток от операций: -271 653 млн рублей (годом ранее — -136 001 млн), до изменения оборотных активов: +29 658 млн Остаток кэша на конец периода — 25 378 млн рублей Остатки на эскроу — 324 485 млн рублей (🔼 +11,6%) 🔴 Финансовый долг: 641 056 млн рублей (🔺 +25%), краткосрочный — 26%
Формально финансовые результаты демонстрируют рост выручки и EBITDA. Однако значительное сокращение чистой прибыли и глубокий отрицательный операционный денежный поток (два года подряд) указывают на серьёзные внутренние проблемы. Рост долга на фоне умеренной динамики EBITDA и сниженной рентабельности капитала (12% по EBITDA) не позволяет рассчитывать на устойчивое долговое обслуживание при текущей эффективности бизнеса.
Причину масштабного оттока ликвидности при позитивной динамике выручки и прибыли частично объясняет динамика сроков сдачи объектов (данные ЕРЗ: https://erzrf.ru/zastroyschiki/brand/gruppa-kompanij-samolet-2366201001): ✔️ В 2023 году доля проектов с переносом сроков сдачи составляла 10,63% ✔️ В 2024 — уже 42,29% ✔️ С начала 2025 года — 79,53% ❗️
Около 80% объектов сдаются с задержками. Пока застройщики юридически защищены от штрафов, но за кредиты в период строительных пауз приходится платить. Дополнительный риск создаёт возможность досрочного расторжения договоров долевого участия с последующим изъятием средств со счетов эскроу. Это способно не только подорвать кэшфлоу, но и привести к утрате преференций проектного финансирования.
Ключевые показатели финансовой устойчивости: 🔴 Долг к капиталу (>2): х12,2 🟡 Чистый долг / EBITDA (от 2,5 до 4): х3,5 (без учёта остатков на эскроу — х7,4) 🔴 ICR (покрытие процентов) <1,5: х1,15 🟢 Коэффициент текущей ликвидности (>2): 2,7 🟢 Z-счёт Альтмана (>2,6): 5,99
По большинству классических метрик долговой устойчивости эмитент выходит за пределы допустимого диапазона. Уровень долговой нагрузки не соответствует категории single-A, особенно если не учитывать остатки на эскроу-счетах — тогда ситуация приближается к категории single-B.
В отчётности эмитента также отмечена нестандартная интерпретация метрики долговой нагрузки — коэффициент 1,1 рассчитывается как «чистый долг за вычетом эскроу и дебиторской задолженности». Такой подход искажает реальную картину и может ввести в заблуждение частных инвесторов. Впрочем, профессиональные кредиторы на подобные трюки не реагируют.
Показатели ликвидности остаются в зелёной зоне, что объясняется наличием земельного банка на сумму около 350 млрд рублей, классифицированного как оборотные активы. Эта статья позволяет покрыть краткосрочные обязательства и формирует запас прочности — в отличие от более уязвимых компаний сектора, например, «Сегежи».
Кредитный рейтинг: 🔽 A(RU) от АКРА, понижен 27.12.2024, прогноз стабильный ☑️ A+ от НКР, подтверждён 12.02.2025, прогноз негативный
Рейтинги объективно отражают текущее положение: снижение кредитного качества налицо, но абсолютный уровень устойчивости пока сохраняется на приемлемом уровне.
Вывод: риски явно выражены, но списывать компанию со счетов преждевременно. Как стабильный эмитент категории single-A «Самолет» уже не выглядит. Однако даже в случае дальнейшего ухудшения ситуация, скорее всего, будет развиваться постепенно, без резкого коллапса. Признаков внезапного дефолта пока не наблюдается.