РуссОйл – обзор отчета за 1п 2025
Это нефтетрейдер, но немного специфичный. Компания предоставляет услуги мультимодальной логистики, в том числе в труднодоступных регионах России. РуссОйл имеет опыт строительства складов ГСМ и управления топливной инфраструктурой на объектах заказчиков.
Является частью неформализованной группы РуссОйл, в рамках которой выполняет функции управляющей и основной операционной компании. Отчетность раскрывается без консолидации. В то же время АКРА отмечает «значительный объем операций со связанными сторонами».
2024 год прошел у компании хорошо. Выручка выросла на 44% после кризисного 2023 года. И тем не менее не достигла уровней пикового 2022. Прибыль чуть снизилась, но и долг почти не вырос. Денежный поток от операций в слегка отрицательной зоне (-27 млн.), но на фоне роста оборотных активов на 1,3 млрд. это выглядит нормально. В целом надо отметить, что 3 года перед этим (21-23 гг.) компания демонстрирует положительный денежный поток от операций, т.е. деньги они зарабатывать умеют в отличие от Нафтатранса.
Финансовые результаты 1п2025: 🟢 Выручка: 4 869 млн. (🔼 +48% к 1п2024) 🟡 EBIT: 104 млн. (🔼 +3,5%) 🟢 ROIC по EBITDA: 18,6% 🟢 Чистая прибыль: +71 млн. (🔼 +40%) ⚠️ Денежный поток от операций эмитент в промежуточной отчетности не публикует! Оборотные активы опять растут на 800 млн., что ничего хорошего не сулит Остаток кэша на конец периода: 🔻 5 млн. 🔴 Финансовый долг: 600 млн.( 🔼 +110%), краткосрочный долг: 65%
Показатели верхнего уровня хорошие. По выручке компания пока идет на исторический рекорд. И если второе полугодие не покажет какой-то явной негативной сезонности, то обороты могут стать рекордными и побить планку лучшего, пока что, 2022 года. Только вот в 2022 году 9 млрд. было сделано при оборотном капитале 1,7 млрд., а в последней отчетности оборотка достигла уже 3,1 млрд.
Осмелимся осторожно предположить, что не все находящиеся на балансе и бесконечно растущие запасы «посчитаны верно». Также отметим, что долг у компании удвоился за счет дополнительных 320 млн. краткосрочных займов. Оба этих факта нам понадобятся для интерпретации долговой нагрузки.
Основные коэффициенты финансовой устойчивости: Долг к капиталу (🟡 от 0,67 до 2): х1,62 Чистый долг / EBITDA LTM (🟡 от 2,5 до 4): х3,3 ICR – покрытие процентов (🟢>3): х5,9 Коэффициент текущей ликвидности (🔴<1,5): 1,13 Z-счет Альтмана (🔴<1,1): 0,18
Долговая нагрузка, вроде бы, и небольшая для этого кредитного рейтинга и отрасли, и положительный денежный поток от операций в компании бывает. Но ликвидность и Альтман в зоне кассового разрыва. Проблема в том, что на 3,1 млрд. кредиторской задолженности у компании, встречно, есть 3 млрд. запасов и 0,9 млрд. дебиторки. Учитывая, что запасы из года в год растут фактически без роста бизнеса, есть риски, что в случае предъявления требований кредиторами, выручить деньги из имеющихся оборотных активов быстро и по балансовой стоимости вряд ли удастся.
Таким образом, по отчету мы видим, что компанию может разорвать в любой момент. И проблема не в долговой нагрузке, а в большом плече, набранном за счет долга перед поставщиками и покупателями. А может, и не разорвать. АКРА отмечает «высокую ликвидность» за счет открытых кредитных линий. Осмелимся предположить, что нечто в духе указанного кризиса в 2025 году уже произошло. В результате компания подхватила те самые 320 млн. нового короткого долга с кредитных линий.
Вопрос в том, сколько еще могут дать банки в случае проблем и сколько реально может заработать бизнес для покрытия этих долгов в обозримой перспективе. А в январе начинается амортизация облигационного долга на 200 млн., который должен быть полностью погашен до конца 2026 года. Правда, там и за рефинансом можно будет сходить с запасиком…
Кредитный рейтинг: ✅ BB+ от АКРА, подтвержден 16.06.25, стабильный
От выводов воздержимся. Очень противоречивый эмитент. Дождемся отчетности за 9 месяцев как минимум для принятия решения. Если короткий долг сократится за III квартал, тогда можно будет подумать.
