
Русская Контейнерная компания (РКК) – обзор годового отчета за 2023
Эмитент за прошлый год разместил на рынке 3 выпуска биржевых облигаций на 1 млрд. руб., после чего допустил технический дефолт по выпуску корпоративных облигаций, которые должны были гаситься в конце года на сумму 160 млн. руб. Из технического дефолта в льготный период эмитент вышел, и ближайшие 1,5 года в части публичного долга будет выплачивать только купоны. Однако на рынке высокодоходных облигаций (ВДО) к таким эмитентам обычно проявляется повышенный интерес. В данном случае совпали два события – изменение кредитного рейтинга и публикация годовой отчетности. Аудитором годового отчета выступила компания «Финэкспертиза» 🔝.
Основные финансовые результаты за 2023 год: 🟢 Выручка: 3 028 млн. руб. (🔼 +60% к 2022 г.) 🟡 EBITDA: 963 млн. руб. (🔼 +3,4%) 🟢 Рентабельность по EBITDA: 31,8% 🔴 Чистая прибыль: 53 млн. руб. (🔻 -52%) 🔴 Денежный поток от основных операций: -503 млн. руб. (в 2022 г. -303 млн. руб.). Остаток денежных средств – 66 млн. руб. 🔴 Финансовый долг: 3 023 млн. руб.* (в 5 раз больше, чем в 2022 г.), краткосрочный долг составляет 27%. *Включая лизинговые обязательства.
Выручка демонстрирует значительный рост, а рентабельность по EBITDA остается на крайне высоком уровне. Однако на этом позитивные аспекты заканчиваются. Чистая прибыль стремится к нулю в масштабах бизнеса, а денежный поток от операций остается отрицательным. Для справки: при «бумажной» выручке в 3 млрд. руб. поступления от продажи товаров и услуг составили менее 1,4 млрд. руб. Вероятно, неплатежи связаны с дочерними предприятиями, хотя точную информацию установить невозможно из-за отсутствия расшифровки. Аудитор, что удивительно, обошел вниманием вопрос расчетов со связанными сторонами, несмотря на то, что эмитент владеет долями в 4 терминалах и 2 логистических компаниях.
Помимо искусственно увеличенной за счет дебиторской задолженности выручки (и соответствующей EBITDA), вызывает интерес темп роста долга. Напомним, что эмитент, привлекая заемные средства, заявлял о намерении приобрести собственное судно. Однако судно было приобретено в лизинг! В результате к 1 млрд. руб. облигационного долга на балансе добавилось еще 1,4 млрд. руб. лизингового долга. Куда были направлены средства от размещения облигаций? Судя по балансу, большая часть средств ушла на увеличение дебиторской задолженности (возможно, связанным сторонам?) и финансовые вложения. В итоге, в декабре у эмитента не оказалось средств для погашения 160 млн. руб.
Основные коэффициенты финансовой устойчивости: Долг к капиталу (🔴>2): 4,2 Чистый долг / EBITDA (🟡 от 2,5 до 4): 3,07 ICR – покрытие процентов (🟢>3): 3,11 Коэффициент текущей ликвидности (🟡 от 1,5 до 2): 1,87
Собственный капитал компании невелик. Прибыль, хотя и обеспечивает умеренное покрытие долга, не подкреплена реальными денежными потоками, что наблюдается уже не первый год. Выручка может быть сформирована за счет расчетов со связанными сторонами, которые не оплачивают предоставленные услуги. Коэффициент покрытия выглядит удовлетворительно, но стоит учитывать, что долговая нагрузка наращивалась планомерно в течение года. В 2024 году процентная нагрузка будет значительно выше, чем в 2023.
Даже при значительном объеме долгосрочного долга текущая ликвидность компании оставляет желать лучшего, что и стало очевидным в декабре. Краткосрочные обязательства в размере 1,2 млрд. руб. покрыты сомнительной дебиторской задолженностью, по которой даже не созданы резервы под потенциальные убытки. Как контрагенты возвращают эмитенту эти долги, стало ясно в декабре…
Кредитный рейтинг и скоринг: 🆙 B-|ru| от НРА, подтвержден 20.03.24, стабильный
Вероятность дефолта на горизонте года для данного эмитента рейтинговое агентство оценивает на уровне ~23%. Учитывая очевидные проблемы с ликвидностью даже после привлечения 1 млрд. руб. долгосрочного долга, такая оценка представляется вполне адекватной. Хотя выплаты по долгам в этом году составляют 820 млн. руб., реальных денежных средств для их покрытия у компании нет.