
СибАвтоТранс – обзор отчета 2024
СибАвтоТранс – отчет к размещению нового выпуска
Компания раскрыла финансовую отчетность к размещению нового выпуска облигаций. Аудитор – РБ (экс-РБ-ИАС), входящий в перечень, одобренный ЦБ. Базовая информация о компании ранее неоднократно рассматривалась, поэтому ниже приведены ключевые цифры за 2023 год.
Финансовые показатели 2023 года: 🟢 Выручка: 3 346 млн. (🔼 +130% к 2022) 🟢 EBITDA: 739 млн. (🚀 х3,1) 🟢 Рентабельность по EBITDA: 22,1% 🟢 ROIC по EBITDA: 31,9% 🔥 🟢 Чистая прибыль: 64 млн. (🚀 х3,8) 🟡 OCF: -392 млн. (годом ранее +62 млн.) 🟡 Остаток кэша на конец года: 0,4 млн. 🟡 Финансовый долг: 2 062 млн. (🔺 +185%), из них краткосрочный – 20% (*) Финансовый долг включает лизинговые обязательства
Несмотря на впечатляющий рост по начислению выручки и прибыли, денежный поток от операций оказался отрицательным. Основной причиной является резкий рост оборотных активов (дебиторской задолженности и запасов) на 1 638 млн., что фактически «съело» весь денежный результат. По сути, OCF до изменений в оборотном капитале находится на уровне EBITDA.
Подобная ситуация требует осторожности, так как аналогичный разрыв между прибылью и денежными потоками нередко свидетельствует о потенциальных рисках устойчивости. Однако у компании был положительный OCF в предыдущие два года (+128 млн.), и это снижает вероятность того, что речь идет о «зомби-эмитенте». Кроме того, 2023 год стал первым, когда отчетность готовилась при участии серьезного аудитора, который также указал на изменения в оборотном капитале как на ключевой фактор.
Дополнительным аргументом в пользу сбалансированности стратегии можно считать увеличение вложений в основные средства – с 92 до 134 млн., а не только рост объема лизинга.
Ключевые коэффициенты финансовой устойчивости: 🔴 Долг / Капитал: 8,1 🟡 Чистый долг / EBITDA: 2,8 🟡 ICR (EBITDA / % к уплате): 1,96 (без учета процентов по лизингу; с ними – ниже) 🟡 Коэффициент текущей ликвидности: 1,69 🟡 Z-счет Альтмана: 1,79
Несмотря на то что краткосрочный долг незначителен, все основные показатели устойчивости находятся в «жёлтой зоне». Эмитент сообщил о частичном снижении долговой нагрузки на 50 млн. после отчетной даты, что не оказывает существенного влияния на общую картину.
Важно понимать, что высокая EBITDA в данном случае не трансформируется в реальный денежный поток, а остаётся в форме дебиторки и запасов, что критично при анализе способности обслуживать долг. Отсутствие кэша на отчетную дату делает новые выпуски облигаций логичным шагом с точки зрения привлечения ликвидности для поддержания операционного цикла.
Кредитный рейтинг: 🆙 BB от НКР от 27.03.2025, стабильный
Рейтинг отражает улучшение структуры отчётности и повышение прозрачности. Ранее действовавший BB- выглядел заниженным, и даже BB+ сейчас не вызывает значительных возражений.
С июня 2025 года эмитент начнёт амортизировать выпуск 1Р2, а с июля – 1Р1. Этот период станет моментом истины на рынке облигаций, и внимание инвесторов будет сосредоточено на способности компании генерировать кэш для обслуживания долга.
Обзор подготовлен совместно с @GennadyBS.