
СибАвтоТранс – обзор отчетов 1п2024 и 2023
С 2024 года САТ перерегистрировался в Москву зачем-то. По действующим связям группы аффилированных компаний не обнаружено. Зато у эмитента 150 договоров лизинга, которые надо разыскать в непрозрачной РСБУ отчетности и как-то оценить их сумму. Основные финансовые результаты: Выручка: 🟢 2023: 1 455 млн. (🔼 +34%) 🟢 1п2024: 979 млн. (🔼 +36%) EBIT(DA): 🟢 2023: 222 млн. (🔼 +113%) 🟢 1п2024: ~103 млн. (🚀 х3) Рентабельность продаж по EBIT(DA): 🟡 2023: 15,2% ROIC по EBIT(DA): 🟢 2023: 37% Чистая прибыль: 🟢 2023: 27 млн. (🚀 х2) 🟡 1п2024: 18 млн. (🔻 -12%) Денежный поток от операций: 🤔 2023: +103 млн. (х4,2 к 2022), но тут все сложно. Из этого результата, скорее всего, не вычтены лизинговые платежи. Как минимум 41 млн. процентов и еще сколько-то выплат по телу долга. Так что нет уверенности, что денежный поток реально положительный. 🔴 1п2024: -484 млн. Тут уже и без лизинговых платежей минус Остаток кэша на балансе – 0,4 млн. Финансовый долг*: 🔴 2023: 812 млн. (х10 от низкой базы 2022 года) 🔴 1п2024: 2 308 млн. (🔺 +184% ), краткосрочный долг – 0% * - вместе с предполагаемым лизингом
После беседы с финансовым директором в особняке инвестора эмитент публикует вместе с квартальными результатами отчет о движении денежных средств, что сразу дает +1 в карму за прозрачность и уважение к инвесторам. Правда, сам денежный поток не очень, но хотя бы известно, что идет отток денег, и можно принимать взвешенные решения.
Куда уходят деньги в 24 году на фоне роста выручки и EBIT? Первое, что наблюдается, – это резкий рост дебиторской задолженности. Ключевой покупатель, видимо, увеличил отсрочку платежа, а, может, просто рост выручки автоматом дал рост дебиторки. Второе – рост запасов (материалов) х3.
Также опережающими темпами растет долг. Полноценных основных средств у организации всего 126 млн., а еще 1,2 млрд – это активы в праве пользования – лизинг. И он растет быстрее традиционного финансового долга. Т.е. облигационные займы ушли в запасы и дебиторку, а техника тоже набирается в долг, только у лизинговых компаний. Смотрим, что с кредитным плечом.
Основные коэффициенты финансовой устойчивости: Долг к капиталу (🔴>2) х10,5 Чистый долг / EBITDA (🔴>4): х8 ICR (🔴<1,5): х1,3 – и это, я думаю, мы еще процентов по лизингу не видим Коэффициент текущей ликвидности (🟢>2): 5,2 Z-счет Альтмана 2023 (🟢>2,6): 3,46
Долговая нагрузка за пределами допустимого, но есть нюанс. Все долги длинные, погашений в ближайший год не предвидится. В этой связи дефолт возможен только на купоне. Текущая ликвидность и Z-счет Альтмана (правда, посчитанный по 2023 году) находятся пока в зеленой зоне. Если с купонами эмитент справится, то при сохранении текущих темпов роста бизнеса эмитент может и «дорасти» до размера набранного долга. Пока кредитное плечо слишком большое для такого бизнеса. Даже для сегмента ВДО риски выглядят повышенными, что подтверждает и денежный поток, ушедший в отрицательную зону в 2024 году. Кредитный рейтинг: ✅ BB-|ru| от НРА, подтвержден 27.08.24 г., стабильный Среди прочего агентство отмечает высокий уровень финансового левериджа, высокую зависимость от ключевого клиента и малую долю на отечественном рынке. Также следует отметить, что эмитент состоит в реестре налоговой задолженности ФНС. Сюда же добавляется замечание НРА про «низкую оценку краткосрочной ликвидности». Отмечается хроническое отсутствие денежных средств и их эквивалентов на балансе. При этом налоговая служба согласна с НРА, что указывает на наличие сложностей. Это не удивительно, учитывая высокое кредитное плечо и репутацию крупного заказчика, известного своими отсрочками платежей. С другой стороны, у эмитента есть контрактная база аж на 24 млрд. до 2028 года с неплохой маржинальностью по начислению. Сможет он ее переварить или нет, время покажет. Риски есть. Риски существенные. Но есть и шансы – это явно не фрод.