
СибАвтоТранс – разбор отчета 2022
Эмитент выпустил отчет за полный прошедший год. К сожалению, этот отчет тоже не очень показателен, т. к. эмитент вошел в новый год вообще без долгов, но в феврале разместил облигационный займ на 200 млн., который сильно изменил картину долговой нагрузки. Так что отчет рассматривается с пониманием того, что изменения после отчетной даты уже были существенные.
Основные финансовые результаты 2022: 🟢 Выручка: 1 087 млн. (🔼 41%) 🟡 EBITDA: 104 млн. (🔻 35%) 🔴 Чистая прибыль: 9,2 млн. (🔻 83%) 🟡 Рентабельность операций по EBITDA: 9,5% 🔴 Возврат на инвестированный капитал (ROIC): 6% 🟢 Денежный поток от операций (OCF): +25 млн. (против -19 годом ранее) 🟡 Свободный денежный поток (FCF): -6,7 млн. – скромный результат операций потрачен на погашение долгов 🟢 Финансовый долг: 0 (против 111,5 млн. годом ранее)
Парадоксальная ситуация: эмитент облигаций без долговой нагрузки. По-прежнему удивляет резкое падение прибыли. Следует напомнить, что эмитент в интервью перед выпуском облигаций пояснял, что прибыль подверглась какой-то нелогичной корректировке в межбалансовый период из-за перехода на новые стандарты учета – ФСБУ. Но в балансе признаков такой корректировки больше не видно: чистая прибыль составила 9 млн. за год, и нераспределенная прибыль на балансе выросла на ту же сумму. Так что в годовом отчете все сходится.
Отчет о движении денег также подтверждает низкий размер прибыли: денежные потоки от операций (+25 млн.) четко соотносятся с размером EBIT по начислению (+26 млн.). Похоже, что прибыль и рентабельность бизнеса действительно упали при росте выручки. Бизнес как минимум в прошедшем году был не очень эффективен.
Коэффициенты финансовой устойчивости: На отчетную дату долг равен нулю, чистый долг отрицателен. Поэтому, чтобы хоть как-то оценить долговую нагрузку в первых двух коэффициентах, взят финансовый долг в размере 200 млн. (размер облигационного займа). Это не совсем корректно, конечно, но хоть какая-то попытка оценить реальную долговую нагрузку в моменте, вместо формального рисования зеленых светофоров: Долг к капиталу (🟡 от 0,67 до 2): 1,15 Чистый долг / EBITDA (🟢 < 2,5): 1,9 EBITDA / Проценты к уплате (🟢 > 3): 104 Коэффициент текущей ликвидности (🔴 < 1,5): 1,3
Увлекательнейшая ситуация! Даже с учетом нового долга, взятого после отчетной даты, уровень долговой нагрузки вполне комфортный. А вот коэффициент текущей ликвидности на отчетную дату был никудышный – кредиторскую задолженность покрывать было нечем. Это дает понимание, зачем эмитент пошел в привлечение облигационного займа. Очевидно, что после размещения облигаций ликвидность резко выправилась.
Рейтинг и скоринг: ✅ BB- от НРА, 06.09.22, стабильный. ✅ Скоринг Интерфакса: B- по отчету за 30.09.2022
Что тут скажешь? Эмитент с понятным кредитным риском. В конце прошлого года основные риски были в низкой ликвидности. С привлечением длинных денег в феврале этого года ликвидность явно удалось поправить. Долговая нагрузка после привлечения займа явно не критичная, и в ближайшие месяцы дефолта не ожидается. Проблема в том, что эмитент в последнее время имеет низкую рентабельность. Как он будет 4 года тянуть долг с купоном в 18% — предсказать сложно. Может справиться за счет того, что долг пока не очень большой по масштабам компании. А может захлебнется уже в этом году. Следует смотреть на квартальные отчеты и следить за динамикой прибыли и коэффициентом покрытия процентных выплат.