
Делимобиль – разбор мемного эмитента
Много раз задавался вопрос о предстоящем размещении Делимобиля (Каршеринг Руссия), которое сейчас активно пиарится. Чтобы обосновать отношение к нему, проведён традиционный разбор финансовых отчётов. На сайте раскрытия информации эмитент публикует годовой отчёт за 2021 год по МСФО и уже успел разместить отчёт за 1-е полугодие 2022 года по РСБУ. Были также подняты старые годовые отчёты по РСБУ. Ниже использованы в основном данные с сайта раскрытия информации, поэтому 2021 год и 6 месяцев 2022 дадут несопоставимые значения. Лучше смотреть на динамику, чем на абсолютные цифры.
Основные финансовые результаты: 🟢 Выручка 2019: 4 574 млн. → 2020: ↗️6 252 млн. → 2021: ↗️12 436 млн. → 1 п. 2022 РСБУ: 5 774 млн. (↗️41% г/г) 🔴 EBIT 2019: -3 290 млн. → 2020: -3 287 млн. → 2021: ↗️-377 млн. → 1 п. 2022 РСБУ: -650 млн. (↗️25% г/г) 🔴 Чистая прибыль (убыток) 2019: -2 823 млн. → 2020: -2 812 млн. → 2021: ↗️-435 млн. → 1 п. 2022 РСБУ: -742 млн. (↘️17% г/г) 🔴 Денежный поток (CF) от операций 2019: -961 млн. → 2020: ↗️-255 млн. → 2021: ↗️+2 994 млн.
❗️Важно: может показаться, что в 2021 году у компании появился положительный операционный денежный поток. На деле, вероятно, была изменена финансовая модель. Расширение бизнеса шло не за счёт покупки автомобилей, а через аренду (арендные платежи выросли с 1,6 до 4 млрд. г/г). Аренда не входит в операционные затраты по отчёту, но фактически она «съела» весь поток.
🔴 Финансовый долг: 2019: 1 691 млн. → 2020: ↗️5 727 млн. → 2021: ↘️5 527 млн.
Выручка растёт стремительно, но за все годы компания не показала ни рубля прибыли или устойчивого операционного потока. В 2021 году казалось, что эффект масштаба начал работать — убытки снижались, но в 1 полугодии 2022 года убыток снова вырос, что логично на фоне роста стоимости запчастей, попавших под санкции.
Основные коэффициенты финансовой устойчивости: 🔴 Коэффициент текущей ликвидности (РСБУ): 2020 — 0,17 → 2021 — 0,2 (< 1,5) 🔴 Долг к капиталу: 2020 — -2,45 ❗️→ 2021 — 🟡 1,68 (В 2020 году отрицательный капитал — редкий случай 👀) 🟢 Чистый долг / EBITDA: 2020 — -2,4 → 2021 — 2,47 🔴 EBIT / Проценты к уплате: все значения отрицательные, расчёт не имеет смысла при стабильном операционном убытке
Это типичная компания-зомби 🧟♀️🧟🧟♂️, годами накапливающая убытки. В 2021 году в капитал внесли 1,7 млрд. — отчёты слегка оздоровились, но общая картина осталась прежней. Долговая нагрузка высокая, покрытия долга прибылью или потоком — нет. И на этом фоне предлагается поучаствовать в размещении на 3 млрд. 😁
Вероятность банкротства по коэффициентам: 🔴 Z-счёт Альтмана: -4,06 (< 1,1) 🟠 Z-счёт Таффлера: 0,21 (от 0,2 до 0,3) 🔴 R Сайфуллина-Кадыкова: -12,94 (< 1)
Кредитный рейтинг от АКРА: А+. Каааак ⁉️ Возможно, агентство опасалось, что клиент уйдёт в другое рейтинговое агентство и получит АА- 🤷🏻♂️. По приведённому анализу — СС.
Дополнительные риски: — Бизнес-модель строилась на экстенсивном росте. — Расширение парка автомобилей затруднено — автодилеры парализованы. — Средства размещения могут пойти на покрытие новых убытков. — Возврат долгов под вопросом.
Формально: доходность облигаций с рейтингом А и дюрацией 2,5 года — 10,5–14%. Здесь предлагается эффективная доходность 13,65%, т.е. по верхней границе. Для нового размещения — нормально. Но❗️ в достоверность рейтинга — сомнения. По надёжности, например, тот же АПРИ Флай Плэнинг выглядит предпочтительнее.
Итог: участие в размещении — нецелесообразно. Решение — за каждым.